10 | 12 | 2016

Действия начальников объектов при чрезвычайных ситуациях

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Начальники объектов обязаны предвидеть управление чрезвычайными ситуациями. Для задания обеспечения безопасности человека в ЧС стратегия управления должна включать в себя осуществление трех целей:

- предупреждение причин возникновения;

- предупреждение непосредственно экстремальных ситуаций;

- максимальное ослабление последствий ЧС.

Стратегия предупреждения причин возникновения ЧС предусматривает недопущения таких действий или процессов, которые несут опасность населению. Данная стратегия производится либо отказом от строительства опасных объектов, либо ликвидацией или перепрофилированием производств – источников повышенной опасности.

Вторая стратегия – предупреждение непосредственно ЧС – предусматривает недопущение выхода опасного процесса из-под контроля путем использования надежных аварийных систем, сигнализации, автоматики и других мер повышения надежности и стойкости работы предприятий, а также путем мер превентивной эвакуации и т. д.

Третья стратегия – ослабление последствий – предусматривает ориентацию на ослабление, локализацию последствий ЧС. Эта стратегия имеет приоритет в управлении стихийными бедствиями ситуациями «комбинированного» типа.

В практике управления наибольший эффект дает совместное использование всех трех стратегий, особенно при авариях в промышленности.

В ЧС стихийными бедствиями, приоритетными являются вторая и третья стратеги. Для реализации каждой из стратегии управления необходимо разрабатывать или принимать комплекс превентивных и оперативных мер.

Превентивные:

- анализ и восстановление внешних и внутренних причин, которые ведут к катастрофам;

- прогнозирование очагов поражения, потерь и убытков на производстве;

- методы повышения устойчивости;

- обоснование сил и средств для проведения действий с локализации очагов поражения и поисково-спасательных работ;

- обучение формирований и граждан защиты;

- подготовка надежного управления.

 

Оперативные:

-оповещение о ЧС;

- проведение всех видов разведки и оценка обстановки;

- проведение экстренных защитных мер (укрытие в ЗС, эвакуация, использование СИЗ);

- использование сил постоянной готовности для локализации катастрофы;

-оказание первой медицинской и первой доврачебной помощи;

- наращивание сил и средств в ОП за счет введения формирований повышенной готовности;

- срочное обеспечение потерпевших продовольствием и другими жизненно необходимыми средствами;

- введение аварийно-возобновляющих работ.

При возникновении ЧС организовывается чрезвычайное управление, которое состоит из четырех стадий ликвидации последствий.

Стадия употребления экстренных мер. Цель - задействовать механизм чрезвычайного управления и своевременно среагировать на ЧС.

Основные задания начальной стадии:

- установление факта ЧС;

- предварительная оценка обстановки в зоне бедствия и масштабов последствий;

- мобилизация и установление оперативных заданий органам чрезвычайного управления;

- отдать распоряжения на задействывание мобильных сил пожарной охраны, скорой медицинской помощи, охраны общественного порядка и других служб для помощи потерпевшим;

- содействование местным органам власти в организации спасательных работ и локализации зоны несчастья собственными силами;

- информирование населения о ЧС примененные меры.

Длительность начальной стадии 1-10 часов.

2.Стадия овладения ситуацией и организации механизма чрезвычайного управления в зоне бедствия, в планировании и проведении спасательной операции соответственного масштаба.

ЗАДАНИЕ: детально оценить обстановку, срочно принять обоснованное решение и уточнить план ликвидации последствий ЧС; рассчитать необходимые силы и средства, ресурсы для всего комплекса работ в зоне бедствия, организовать четкую взаимосвязь всех задействованных сил и аварийных служб. Длительность второй стадии - от нескольких часов до нескольких суток.

Основная и самая важная стадия. Цель - переломить чрезвычайный характер ситуации: возобновить безопасность населения в зоне бедствия, ликвидировать угрозу жизни и здоровью всем потерпевшим, создать минимально необходимые условия для жизнедеятельности населения, которое осталось.

Задание: развертывание в самый короткий термин спасательных работ на всех потерпевших объектах зоны бедствия, оказание помощи потерпевшим для защиты их жизни, здоровья и поддержка жизнедеятельности в экстремальных условиях; эвакуация потерпевших из зоны несчастья и их жизнеобеспечение; срочное проведение аварийно-восстановительных работ на системах водо-, тепло -, газо -, електросистемах и связи в зоне бедствия. Длительность несколько суток - несколько недель.

Стадия возобновления, то есть экономическая, социальная, культурная и экологическая реабелетация зоны бедствия. Органы чрезвычайного управления исчерпали свою роль и передают функции постоянного действия местным органам управления.

Разрабатывается специальная программа с последовательностью комплекса мер для реабелетации зоны несчастья.

Как пример рассмотрим действия руководителей при авариях на химических и радиационно-опасных объектах.

 

Управление предприятием и действия руководителей при авариях на химически опасном объекте

1.  При возникновении аварии на производстве самым главным средством защиты есть своевременное извещение.

Основным способом извещения в мирное время есть языковая информация (радио,Телевидение, телефонная связь). Перед информацией включаются электросирены, заводские гудки и по радио передайотся предварительный сигнал «Внимание всем!». После этого сигнала необходимо включить радио, телевизор для прослушивания языковой информации. Ответственными за организацию и произведение оповещения есть территориальные органы ГО, начальник ГО объектов.

Если на протяжении 5 минут после подачи сигнала «Внимание всем!» языковой информации нет, значит прошел несанкционированный запуск сирен (ложная тревога).

2. При возникновении аварии со СДЯВ на объекте начальник ЦО объекта срочно (через диспетчера, дежурного по заводу) организовывает оповещение штаба ГОЧП объекта, района, командиров невоенизированных формирований, работников и служащих, жителей примыкающих к объекту домов. Если авария произошла на другом объекте, оповещение делает штаб ГОЧП района, дежурный по райотделу милиции. При этом сообщается место аварии, тип СДЯВ, направление ветра.

3. Получив основные исходные данные об аварии, диспетчер (дежурный по заводу) делает прогнозирование химической обстановки(2-3 минуты) на объекте с целью определения направления распространения СДЯВ. Через громкоговоритель передается текст: « Внимание! Внимание! Говорит диспетчер (дежурный по заводу)! На объекте взорвалась цистерна с аммиаком, направление распространения облака…, принять меры обороны (загерметезировать дома, надеть противогазы, людей разместить на верхних(нижних) этажах или выводить по направлению…»

4. В связи с быстрым действием СДЯВ и незначительным временем прихода облака к объекту главное в защите – использование СИЗ (при наличии) и экстренный выход людей из зоны распространения облака.

5. Разворачивается работа комиссии с чрезвычайных ситуаций (КЧМ).

6.Действия руководителей при авариях на ХНП:

МЕРОПРИЯТИЯ

ВРЕМЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

1

2

3

4

1

Получение сигнала об аварии, оценка обстановки, доклад НШГОЧП начальнику КЧЦ

2 мин.

Диспетчер - рабочее время, дежурный по заводу – нерабочее время

2

Оповещение об аварии подразделений, размещенных вблизи источника СДЯВ, членов НЧС

5 мин.

2 мин.

То же самое

Рабочее время НГО

3

Утверждение решения и передача распоряжений, доклад в штаб ГОЧП района, департамент

30 мин.

Нерабочее время НГО

4

Оповещение работников и служащих об опасности и порядке их действий (языковая информация)

20 мин.

Диспетчер, дежурный, начальник радиоузла, начальник подразделения

5

Развертывание пункта управления, круглосуточное дежурство на рабочих местах

30 мин.

1-2 часа

Рабочее время НШГОЧП

Нерабочее время

6

Осуществление разведки очага заражения в районе производства

30 мин.

Начальник службы ПРиПХЗ

НГОЧП

7

Выдача СИЗ работникам и служащим

20 мин.

НШГОЧП, нач. службы

8

Проведение безостановочного метеонаблюдения с целью получения информации о направлении движения облака СДЯВ

Постоянно

Начальник метеослужбы

9

Безаварийная остановка производства, выход из зоны действия СДЯВ, укрытие в домах, цехах, защитных сооружениях

15 мин.

Начальник цехов, отделений, работники и служащие

       

1

2

3

4

10

Выдача охране и дежурному персоналу противогазов (промышленных)

5 мин.

Нач. подразделений

11

Ликвидация последствий химического заражения:

- организация спасательных работ по выведению людей из загазованных зон, завалов и оказание им первой медицинской помощи;

- произведение неотложных аварийно восстановительных работ с локализации аварии;

- произведение дегазации;

- произведение санитарной обработки людей

 

Штаб ГОЧП

Командиры невоенизированных формирований, нач. разведки, нач. службы ПРиПХЗ, нач. медслужбы

12

Окружение места аварии

Срочно

Нач. службы ООП

13

Организация пункта информации

Постоянно

НГО

14

Использование средств по восстановлению производственной деятельности

 

НГО, главный инженер, нач. подразделений

7. Основными ответственными лицами за обеспечение защиты работников и служащих при авариях со СДЯВ есть: главный инженер, дежурный диспетчер, начальник штаба ГОЧП, нач. подразделений (цехов), нач. газоспасательной службы.

 

Директор (Начальник) ГО –

-получив информацию об аварии, пребывает на объект и принимает общее руководство ликвидацией последствий и спасение людей;

- информирует администрацию района (города) о характере аварии, спасательные и другие неотложные работы (СИНР);

- создает команду специалистов, которая вместе с газоспасательной службой (ГСС) участвует в ликвидации последствий аварии.

Главный инженер –

- непосредственно управляет ликвидацией последствий аварии;

- ознакомившись с обстановкой, приступает к исполнению мероприятий по плану ГО мирного времени;

- руководит действиями пункта управления;

- проверяет личный состав ГСС, медслужбы и контролирует полноту извещения всех должностных лиц;

- отдаёт распоряжения по локализации аварии;

- дает указания по эвакуации РИС, организации и по информации;

- периодично докладывает НГО об обстановке в районе аварии.

 

Начальник штаба ГОЧП объекта

- разрабатывает план защиты РиС от СДЯВ (вместе с начальниками служб);

- поддерживает постоянную готовность сил и средств ГО к ликвидации последствий аварии, организовывает обучение;

- при возникновении аварии разворачивает РП, отдает распоряжение на проведение мероприятий по защите РиС;

Подготавливает силы и средства к введению СИНР;

- ставит задание разведки ОХЗ;

- оценивает обстановку и докладывает НГО, подготавливает пропозиции проведения СИНР;

- совершает контроль над своевременным оказанием медицинской помощи потерпевшим, их эвакуации и выведения из очага поражения.

 

 

Дежурный диспетчер

- до прибытия непосредственно руководителей работ по ликвидации последствий аварии (вместе с начальником дежурной смены ГСС;

- прогнозирует опасную зону распространения СДЯВ и подает сигналы через РТЗ: «Внимание! Газы, хлор»;

- оповещает личный состав ГСС, противопожарной и медицинской служб, командный состав, местные органы, РиС и дает рекомендации начальникам подразделений (цехов) о направлении выведения людей из опасной зоны (с обязательным подтверждением получения информации);

- информирует дежурного штаба ГОЧП района и диспетчеров соседних предприятий об аварии);

- с прибытием руководителей НЧ ставит задание разведки очага заражения;

- организовывает своевременное оказание медицинской помощи;

- руководство работами ведется из РП. С прибытием главного инженера и его заместителей информирует об обстановке и использует свои обязательства.

Комплект документов, необходимых для работы дежурного диспетчера:

- должностные обязательства;

- план с возможной обстановкой на ОГ, в случае аварии;

- схема оценки химической обстановки (стенд);

- карточка-паспорт на объект со СДЯВ;

- варианты текстов извещения.

Начальник подразделения (цеха), в котором произошла

Авария:

- извещает РиС, дежурного диспетчера;

- вызывает ГСС;

- дает указания по остановки работ и на аварийную остановку цеха, запрет допуска людей в очаг заражения, спасение людей и локализации аварии;

- контролирует выход людей с опасной зоны в безопасном направлении.

Управление предприятием и действия руководителей при авариях на радиационно-опасных объектах

1. При возникновении аварии на АЭС руководители объекта извещаются штабом ГОЧП района дислокации районным отделением милиции. Извещение руководителей объектов (по списку) производит диспетчер завода (рабочее время), а также дежурный военизированной пожарной команды и начальник ВОХР. Производится извещение работников и служащих объекта и населения, примыкающих к объекту домов по радио, телевидению, через громкоговорители, а также с ПМГ.

2. Штаб ГОЧП объекта производит прогнозирование радиационной обстановки.

3. Разворачивает деятельность комиссии с чрезвычайных ситуаций (КЧС).

4. Исполняются мероприятия по защите.

МЕРОПРИЯТИЯ

ВРЕМЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

1

2

3

4

1

Получение сигнала, доклад обстановки начальнику ГО, начальнику штаба ГОЧП, нач. КЧС

5 мин.

Диспетчер, дежурный по заводу, секретарь директора

2

Выдача распоряжений о постановлении решения

2 мин.

НГО завода

3

Извещение и сбор личного состава органов управления:

в нерабочее время;

В рабочее время

2часа

30 мин.

Дежурный по заводу, диспетчер

4

Доведение обстановки, принятого решения и другой информации ко всем уровням управления

30 мин.

НГО, НШГОЧП, нач. подразделения, РЧС

5

Разворачивание пункта управления:

в рабочее время;

в нерабочее время

30 мин.

1-2 часа

НШГОЧП

       

1

2

3

4

6

Приведение в готовность формирований разведки по обслуживанию укрытий, МТО, медчасти, специализированных формирований

30 мин.

Начальники служб и подразделений

7

Организация наблюдения, разведки и оценка обстановки

1час

Нач. разведки, НШГОЧП

8

Приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны

1час

Нач. службы и подразделений

9

Герметизация подвальных и служебных помещений

1час

Нач. подразделений

10

Организация выдачи йодсодержащих препаратов и информации относительно их применения

1час

Нач. подраздел. И медслужбы

11

Организация выдачи респираторов и противогазов

1,5 часа

НШГОЧП, нач. службы МТС

12

Языковая информация об аварии на АЭС, ЯЕУ, о времени подхода радиоактивного облака к объекту

 

НШГОЧП, нач. радиоузла

13

Укрытие РиС в защитных сооружениях, помещениях (режим полной изоляции, йодизация)

За 30 мин. До подхода облака

Нач. подразделения, служб

14

Усиление охраны объекта

1час

Нач. службы ООП

15

Обработка разведанных данных и уточнение радиационной обстановки

Постоянно

Нач. разведки, НШГО

16

Принятие решения о деятельности объекта и уточнение режима радиационной защиты

Постоянно

НГО, штаб ГОЧП, нач. службы НРіНХЗ

17

Организация дозиметрического контроля на объекте

За 30 мин. до подхода облака

Нач. разведки, нач. службы при НХЗ, нач. подразделений

18

В случае если принятый режим радиационной защиты не обеспечивает получение дозы меньше 0,1 Зв, принимается решение об увеличении Д до 0,25 Зв.

После радиоактивного заражения

Для л. с. Формирований по ликвидации последствий, НГО, нач. службы НРиНХЗ

19

Принять решение об эвакуации согласно с дозированным критерием

За планом мирного времени

НГО, нач. подразделения, нач. службыНРиНХЗ

20

Организация производственной деятельности(с учитыванием радиационной обстановки)

За планом

НГО, нач. подразделения, нач. службы НРиНХЗ

21

Организация дезактивизационных работ

После оценки обстановки

НГО, НШГОЧП, командир НФ

22

Организация взаимодействия подразделений объекта со штабом ГОЧП района;

начальники служб ГО объекта с начальниками служб ГО района;

глава КЧП объекта с главой КЧП района

Постоянно

Штаб ГОЧП

23

Информация штаба ГОЧП района об обстановке на объекте

Постоянно

НГО


Действия начальников объектов при чрезвычайных ситуациях - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить