04 | 12 | 2016

Пропаганда гражданской защиты

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голоса)

Пропаганда знаний сферы Гражданской защиты.

Методические рекомендации в помощь руководителям предприятий, учреждений, организаций.

Пропаганда гражданской защиты

 

Учебно-методический центр гражданской защиты и безопасности жизнедеятельности АР Крым

 

Просвещение населения по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) и действиям в ЧС является одним из основных аспектов в деятельности Учебно - методического центра гражданской защиты и безопасности жизнедеятельности АР Крым. Своевременная информация о ЧС не только служит их профилактикой, но нередко помогает спасти жизнь человека.

Пособие предназначено для руководителей гражданской защиты предприятий, учреждений, организаций для ознакомления с формами и методами пропаганды знаний сферы ГЗ.

Формы и методы пропаганды ГЗ.

Пропаганда знаний сферы ГЗ- это распространение знаний и другой информации по вопросам защиты населения:

• о способах и средствах защиты;

• о применении средств индивидуальной защиты;

• о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях;

• о формировании у людей веры в эффективность мероприятий гражданской защиты.

Пропаганда знаний сферы ГЗ должна воспитывать у людей умения в наиболее сложных условиях оценивать обстановку и руководить своими действиями согласно требованиям правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

К Принципам, заложенным в основу пропагандистской работы относятся:

• наглядность;

• связь с жизнью;

•  единство слова и дела;

•  непрерывность;

•  оперативность;

•  конкретность;

•  дифференцированный подход к проблемам.

Они выявляются в ходе подготовки и проведения конкретных пропагандистских мероприятий.

Перед пропагандой ГЗ стоят две группы задач: общие и специальные.

Общие задачи - добиться сознательного выполнения каждым гражданином своей конституционной обязанности и действий относительно защиты себя и других и людей в экстремальных условиях.

К Специальным задачам пропаганды ГЗ относятся:

•  глубокое раскрытие роли и места ГЗ по защите населения и ликвидации последствий ЧС;

•  повышение активности граждан в овладении и усвоении способов и средств защиты;

•  формирование психологической готовности к возможным испытаниям;

•  формирование высоких морально-психологических качеств;

•  обучение населения умению применять СИЗ и действиям в ЧС;

•  привлечение внимания общественности к выполнению таких мероприятий ГЗ, как подготовка формирований ГЗ, проведение комплексных и других учений, обучение населения по программам ГЗ.

Ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы, стихийных бедствий в областях Украины в прошлом и настоящем определили предмет пропаганды ГЗ, который включает:

•  действия населения по сигналам оповещения ГЗ;

•  правила пользования средствами защиты;

•  способы предоставления само - и взаимопомощи, первой медпомощи;

•  порядок заполнения защитных сооружений;

•  действия в экстремальных условиях.

В пропагандистской работе необходимо уметь известные истины разъяснять людям убедительно и правдиво, чтобы они запомнились. Для этого необходимо больше внимания уделять простым, но проверенным фактам, пользуясь разными формами, методами и средствами пропагандистского влияния.

Пропаганда знаний по ГЗ должна быть эффективной и действующей, поскольку является важным средством морально-психологической подготовки населения.

Наиболее доходчивой формой пропаганды является Устная пропаганда. Основываясь на живом общении с людьми, устная пропаганда дает возможность найти подход к каждому человеку и на конкретных, понятных примерах и фактах показывать успехи в решении задач защиты населения, разъяснять порядок действия в экстремальных ситуациях, предметно влиять на развитие активности населения, вести откровенный разговор о недостатках и трудностях.

Наиболее распространенными являются такие методы устной пропаганды, как

•  лекции;

•  научно-практические конференции;

•  тематические вечера;

•  вечера вопросов и ответов;

•  беседы.

Определённый результат дает организация встреч с руководящим составом ГЗ, ветеранами, с авторами книг по ГЗ. К этой работе могут привлекаться местные органы власти, начальники ГЗ и их штабы, учреждения культуры, общественные организации, общества «Знание», «Красный крест», Добровольное общество содействия обороне Украины (ДОСОУ).

Особое место занимает пропагандистская работа непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Мощной, наиболее массовой, влиятельной и активной формой пропаганды является Печатная пропаганда. Она включает такие формы работы как:

•  освещение вопросов защиты населения на страницах центральных и местных газет и журналов;

•  создание учебно-методических материалов, пособий, различных буклетов, плакатов, открыток.

Особое внимание в печатной пропаганде отводится людям - энтузиастам ГЗ, показа их самоотверженных и героических действий на учениях, при ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Печать должна широко освещать гуманный характер деятельности ГЗ в общей системе оборонительных, социально-экономических и экологических мероприятий, которые проводятся в государстве.

Важной формой пропаганды ГЗ является Наглядная пропаганда (агитация). Пропаганда ГЗ средствами наглядной агитации находит свое конкретное отображение в:

•  оборудовании учебно - консультационных пунктов (УКП), классов и уголков ГЗ;

•  стендов, фотомонтажей, плакатов;

•  в организации стационарных и передвижных выставок.

Учебно - консультационные пункты и классы ГЗ создаются в системе УМЦ ГЗ и БЖД, на объектах, при ЖЭО(У).

Уголки ГЗ, стенды, фотомонтажи - в цехах, отделах предприятий, учреждений и организаций, в библиотеках, домах культуры, кинотеатрах и др.

Наглядная пропаганда включает сведения:

•  о роли и месте ГЗ в современных условиях;

•  о средствах индивидуальной и коллективной защиты;

•  о действиях населения в чрезвычайных ситуациях;

•  по ведению СиДНР при ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф;

•  информацию о проведении учений ГЗ;

•  передовой опыт работников сферы ГЗ.

Большое воспитательное и пропагандистское значение имеют дни, месячники ГЗ и соревнования НФ ГЗ. Они проводятся в городах, районах, на ОХД и являются своеобразным массовым обзором готовности сил и средств ГЗ к практическим действиям по прямому предназначению. Ценность этих мероприятий в том, что они оказывают содействие повышению профессиональной подготовки командно-начальствующего и рядового состава НФ ГЗ, их сплоченности, психологической стойкости, а у населения складывается наиболее полное представление о возможностях ГЗ.

Большое влияние на население имеют формы пропаганды средствами Радио И телевидения. Вместе с работниками органов ГЗ к пропаганде необходимо привлекать специалистов министерств, ведомств, учебных заведений и объектов, ведущих ученых, представителей общественных организаций.

Опыт показывает, что умелое и творческое использование всех форм пропаганды ГЗ - устной, печатной, наглядной, средствами радио, телевидения и кино - существенно расширяет её масштабы, значительно повышает её действенность в решении задач пропаганды традиций ГЗ и обучения населения способам защиты, умению пользоваться СИЗ и действиям в ЧС.

Пути повышения эффективности пропаганды ГЗ.

Эффективность пропаганды достигается при соблюдении таких условий:

•  активное участие в пропаганде общественности и общественных организаций;

•  использование разнообразных форм, методов и средств пропаганды (СМИ, выставки и др.);

•  подготовленность пропагандистского актива;

•  предоставление помощи в планировании и подготовке материалов по ГЗ;

•  соблюдение основных принципов пропаганды (связь с жизнью, оперативность, конкретность, правдивость и доходчивость).

Пути повышения качества пропаганды.

Среди них можно выделить такие:

•  умелое пользование техническими средствами;

•  дифференцированный подход к разным группам населения;

•  объединение усилий органов ГЗ, министерств, ведомств, общественных организаций;

•  повышение методического и профессионального уровня, оснащенности пропагандистов гражданской защиты.

Сила влияния любого выступления - неотъемлемая часть личных характеристик пропагандиста, его убеждений, искренности. Невозможно убедить других в том, чему сам не очень веришь, нельзя привить другим необходимость делать то, что сам не делаешь.

Пропаганда ГЗ - не узковедомственное дело. Непосредственно за пропаганду отвечает начальник ГЗ. Управления (отделы) ГЗ являются исполнительными органами по организации пропаганды ГЗ. Они совместно с государственными и общественно-политическими организациями определяют исходные данные перспективного планирования пропаганды ГЗ, (в масштабе республики, города, района), ее содержание с учетом:

•  задач, поставленных НГЗ Украины, Министром МЧС Украины, НГЗ АР Крым, городов, районов, объектов;

•  назревших проблем и недостатков в обучении населения по вопросам ГЗ;

•  географических, геофизических, экологических, производственных, экономических и других условий и особенностей региона, города, района, которые несут потенциальную опасность для населения и объектов хозяйственной деятельности, обусловливают характер и объем задач ГЗ.

Для достижения успеха в пропаганде ГЗ необходимо связывать теорию с практикой. Рассказывая о чрезвычайных ситуациях, обязательно связывать их со способами и методами защиты и прививать каждому человеку веру в эффективность способов и средств защиты.

Таким образом, пропаганда ГЗ органически входит в содержание подготовки сил гражданской защиты и населения, тесно связана с процессом морально-психологической подготовки населения и должна помочь людям в случае чрезвычайных ситуаций. Все её формы и методы должны оказывать содействие мобилизации населения на выполнение не только мероприятий гражданской защиты, а и задач, которые стоят перед государством.

Т. С. Чиняева.


Пропаганда гражданской защиты - 4.5 out of 5 based on 2 votes

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить