Транспортные аварии (катастрофы)
Ежегодно в Украине перевозится транспортом общего назначения около 900 млн. тонн груза, (в том числе опасных) и около 3 млрд. пассажиров, из них железнодорожным транспортом - близко 60% грузовых перевозок, автомобильным - 26%, речным и морским - 14%. Поскольку транспортом перевозятся и потенциально опасные грузы (опасные вещества - 15% от грузов, которые перевозятся), опасность жизни и здоровье людей увеличивается. А сокращение восстановления основных фондов всех видов транспорта, возрастание степени сноса транспортных средств, которые в данное время составляет близко 50%, значительно повышает степень риска при эксплуатации транспортных средств.
Число катастроф и аварий на железнодорожном транспорте в 1997 году, в сравнении с 1996 годом составляло: в 1996 году - 7/13, в 1997 - 4/27. За последние годы на дорогах Украины ежегодно возникают десятки тысяч автомобильных аварий и катастроф. В 1997 году состоялось 37,94 тыс. дорожно-транспортных случаев, в которых погиб 5968 мужчина, травмирован 41,96 тыс. лиц.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: неисправность колеи, средств сигнализации, централизации и блокирования, ошибки диспетчеров, невнимательность и небрежность машинистов. Чаще всего возникают чрезвычайные ситуации при столкновениях, наездах на препятствия на переездах, при пожарах и взрывах непосредственно в вагонах. Наибольшую опасность представляют аварийные ситуации при перевозке железнодорожным транспортом СДЯВ, радиоактивных веществ. Такие аварии могут привести к опасному облучению людей и радиоактивного заражения окружающей среды, а при выбросе СДОР в окружающую среду - к опасному отравлению пассажиров и химического заражения атмосферы, поверхности земли и объектов хозяйствования.
Морской и речной транспорт
Снижение уровня безопасности перевозка пассажиров и грузов водным транспортом в Украине за последние годы определяется увеличением числа нарушений правил управления судами, технической эксплуатации, снижением качества ремонта, приостановлением строительства судов нового поколения. Средний срок эксплуатации судна - 22 года, за последние 11 лет Черноморское пароходство не закупило ни единого судна. Основными причинами гибели кораблей есть: посадка на рифы, столкновенье с другим судном ли с сопротивлениями мостов, перебрасывание, пожары, утечка опасных веществ, нарушение норм эксплуатации и правил безопасности, ошибочные функциональные действия команды и т. п.