Планирование и подготовка к будущему проведению СДНР невозможные без прогнозирования обстановки, которая может сложиться в возможных кострах поражения, Непрерывное развитие средств поражение и взглядов на их применение требует систематической работы по совершенствованию методик прогнозирования обстановки и дальнейшего корректирования соответствующих разделов планов ГО.
Прогнозирование и оценка обстановки могут осуществляться как к нападению, так и по предварительным данным о результатах фактического применения неприятелем ЗМУ со следующим их уточнением данными разыскания.
К нападению неприятеля прогнозирование проводится на основе исходных данных, которые характеризуют впечатляющие факторы современного оружия, местные условия и возможности, которые влияют на выполнение задач ГО, а именно: физико-географические, метеорологические, санитарно-эпидемические условия; наличие человеческих и материальных ресурсов; состояние транспорта, связи; характер застройки мост и других населенных пунктов; состояние ГО (обеспеченность защитными сооружениями и СИ3, подготовка загородной зоны; внедрение «Норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО», имеющиеся силы и средства); наличие ОНГ, при повреждении или разрушении которых могут образоваться вторичные костры поражения в результате взрывов, пожаров, затопление местности и распространение на ней СДЯВ и др. Особое внимание при прогнозировании и оценке обстановки отводится защиты городов и объектов народного хозяйства: определяются вероятные костры поражения, зоны разрушений, катастрофических затоплений и РЗ, возможные потери среди населения, сил и средств ГО. Также прогнозируются степень выхода зладу транспорта, промышленных и жилых домов и сооружений, коммунально-энергетических сет и топливных систем, средств связи и других систем, которые обеспечивают в целом жизнедеятельность города, района, области, и ожидаемый характер и объем работ. На основании прогноза осуществляется расчет сил и средств ЦО, необходимых для проведения СДНР.
После нападения неприятеля на основе начальных данных о параметрах ядерных взрывов, характер и масштаб применения других видов ЗМУ также осуществляется прогнозирование возможной обстановки, которая проводится для принятия необходимых мер защиты, для оценки возможных потерь о. с. формирований ГО, войск и населения, оценки работ по ликвидации последствий нападения и для принятия (уточнение) оптимального решения на проведение СДНР. При этом в очагах ядерного поражения (ОЯП) оценивается и пожарная обстановка, которая необходимо для определения объемов, и сроков выполнения противопожарных мероприятий при проведении СДНР, мероприятий по восстановлению источников пожарного водоснабжения, а также для уточнения расчета сил и средств и решение на их использование. Исходными данными для прогнозирования и оценки пожарной обстановки, кроме параметров ядерного взрыва, могут быть скорость и направление среднего и приземного ветра и прочие материалы предварительной оценки.
Прогнозирование возможной радиационной обстановки проводится с целью определения масштабов и характера РЗ местности, разработки и осуществление мероприятий, которые выключают ли уменьшают потери от него. Результаты прогнозирования есть ориентировочными и служат исходящими данными для организации радиационного разыскания, защиты населения, сельскохозяйственных животных и растений, использование транспортных магистралей в условиях заражения и т. д.
Радиационная обстановка после применения ЯВ оценивается по данным прогнозирования, разыскания и дозиметрического контроля. При ее оценке определяются зоны РВ местности, рассчитываются дозы радиации, которые могут получить люди на протяжении того или другого времени пребывания в зонах заражения и при их прохождении, определяются время начала работы и количество изменений для проведения спасательных работ в костре поражения, режимы работы ОХ и режимы защиты население в условиях РВ.
Результаты оценки разрешают выбрать наиболее приемлемые способы действий сил ГО в кострах поражения и наметить мероприятия по их защите. Данные о радиационной обстановке потом уточняются за данными воздушной, морской (речной) разыскания и учреждений сети наблюдение и лабораторного контроля.
В результате проведения СДНР должно быть выполнено: раскрыты все защитные сооружения; предоставлено медицинскую помощь поражённым и завершена их эвакуация в лечебные учреждения; проведена санитарная обработка населения и военных частей; совершено обеззараживание территории; сооружений и техники.
Основные меры безопасности во время СДНР в ОЯП: дома и сооружения, которые угрожают обвалом, осматриваются и ограждаются видимыми предупреждающими знаками; в тёмное время суток на объектах организовывается освещение; в завалах, шахтах, прорезах домов и сооружений устанавливают фонари (лампы) с красным цветом. Работа кранов допускается только на освещённой местности; при ведении спасательных работ ночью необходимо организовать комендантскую службу и обеспечить встречи формирований и подразделений на подступах к костру поражения с выделением проводников для их сопровождения к объектам робот, успешное проведение СДНР в ВЯУ достигается старательно продуманной и спланированной в мирное время организацией мероприятий и уточнением их зависимости от сформированной обстановки в военное время, чётким и постоянным руководством силами со стороны начальников, штабов и служб ГО всей степеней.