Действия сил ГО при ликвидации последствий стихийных бедствий
В большинстве случаев стихийные бедствия сопровождаются гибелью материальных ценностей, а иногда и человеческими потерями. Поэтому при ликвидации последствий стихийных бедствий основной задачей сил ГО является спасение людей и (по возможности) материальных ценностей. Успех действий формирований во многом зависит от своевременной организации и проведения разведки и учета конкретных условий обстановки. Поскольку стихийные бедствия возникают внезапно, оповещение л. с. формирований, их комплектование и создание группировок сил ГО должны проводиться в кратчайший срок. Выступление формирований из районов сбора в районы действия должен осуществляться с максимально возможной скоростью. Командиры формирований в районах работ должны постоянно знать обстановку и, в соответствии с ее изменением, уточнять ранее поставленные или ставить новые задачи подразделениям.
Прогнозирование угрозы наводнений позволяет своевременно осуществить комплекс упреждающих мер, которые значительно снижают возможные убытки, а также создают благоприятные условия для проведения спасательных и других неотложных работ в зонах затопления. Содержание этих мероприятий и их объем определяются временем предупреждения наводнения.
Так, масштабы наводнений, которые будут вызваны весенними водами, можно прогнозировать за месяц и даже больше благодаря постоянным наблюдениям органами гидрометеослужбы, определению высоты снежного покрова и установлению зависимости возникновения наводнения от него, определению запасов влаги в грунте, знанию сроков вскрытия речек, температуры воздуха в период паводка и т. п. Следовательно, можно заранее провести противопаводковые мероприятия.
При паводках, вызываемых заторами, время предупреждения обычно исчисляется несколькими часами, то есть оно значительно меньше, чем в рассмотренном выше случае. Но, учитывая то, что места постоянных заторов обычно известны, предупредительные меры можно употребить задолго до ледохода.
Паводки, вызываемые выпадением густых ливней и интенсивным таянием ледников, прогнозируются на основе многолетних наблюдений.
О будущей опасности наводнения или селевого потока оповещаются все организации и население. Начальники, штабы и службы ГО приводят в готовность формирования, которые привлекаются к ведению борьбы со стихийным бедствием, ставят им задачи, указывают последовательность, способы и сроки их выполнения, уточняют вопросы взаимодействия и организовывают управление;
Для выявления и уточнения обстановки организовывается разведка. Наиболее оперативной является воздушная, которая к тому же дает возможность получения информации о значительных территориях. Более точное состояние вблизи плотин и мостов определяют, используя данные наземной разведки.
В населенных пунктах и на объектах, которым угрожает затопление, выставляются спасательные посты из состава формирований, и устанавливается связь с ними. Для защиты мостов, плотин, водозаборных и других сооружений выделяются аварийные команды. В местах, где возможные заторы льда, устанавливается круглосуточное дежурство команд подрывников. По решению местных органов власти могут быть проведены: заблаговременная эвакуация населения, вывоз материальных ценностей и отгон сельскохозяйственных животных в безопасные места.
О начале и порядке эвакуации руководящий состав ГО оповещает население по местным каналам радиотрансляции и телевидению, через администрацию ОГ и домоуправление. В случае внезапных паводков предупреждение населения осуществляется всеми имеющимися техническими средствами, включая и громкоговорящие подвижные установки.
Успех в проведении спасательных работ зависит от того, насколько оперативно организована разведка, быстро и полно оценена сформировавшаяся обстановка, своевременно организованны действия сил и четкое управление ими.
СДНР в зонах затопления и селевых потоков связаны с опасностью, в особенности при действиях на воде, на льду и при выполнении подрывных работ. Личный состав, который привлекается для этих целей, должен быть обучен правилам поведения на воде, приемам спасения тонущих и предоставлению им первой медпомощи. Формирования, которые действуют на плавсредствах, оснащаются необходимым инвентарем: спасательными кругами, поясами, баграми, стремянками, канатами и т. п.
Для поддержания порядка в районах затопления, на путях эвакуации населения и в местах его сосредоточения, на маршрутах движения сил, а также на автомобильных и железнодорожных путях организовывается комендантская служба. Кроме того, в зонах затопления и местах сосредоточения эвакуированного населения организовывается охрана общественного порядка, гарантирующая безопасность людей, защиту государственного и личного имущества.
Ураганы, обладая большой разрушительной силой, могут причинить населению и народному хозяйству серьезный материальный ущерб и нередко приводят к гибели людей. Возникают они в результате резкого нарушения равновесия в атмосфере, что проявляется в необыкновенных условиях циркуляции воздух.
При ураганах обрываются электрические провода на опорах, нарушается телефонная и телеграфная связь, срываются кровли с жилых домов, производственных зданий и животноводческих ферм, возникают разные повреждения, аварии, пожары.
В зонах ураганов в период их возникновения по указаниям органов власти оповещается население и приводятся к готовности формирования, выделенные для ликвидации последствий стихийных бедствий.
Командиры воинских частей и формирований ГО, получив задачи, выводят подчиненные им силы к объектам работ; по прибытию в потерпевшие от урагана районы организовывают спасение людей, предоставление пострадавшим медпомощи и их эвакуацию, локализацию и гашение пожаров, а также работы по устранению аварий и повреждений на коммунально-энергетических сетях и линиях связи и по расчистке завалов улиц и дорог.
Восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи и других объектов организовывают соответствующие ведомства, имеющие свои специальные ремонтные органы; при больших объемах работ могут использоваться аварийно-восстановительные и аварийно-технические формирования.
Оползни могут служить причиной значительных разрушений. Возникают они из-за нарушения равновесия пород, вызванного увеличением крутизны склона в результате вымывания его основы морским прибоем, течением речи, ослаблением прочности пород от выветривания или чрезмерного увлажнения атмосферными осадками или подземными водами, а также под влиянием внешних сил, в особенности сейсмических толчков. Оползни могут быть вызваны и проведением строительных работ без надлежащего учета геологических условий местности.
Меры по предупреждению оползней и борьба с ними осуществляются в зависимости от факторов, которые эти оползни вызовут. К таким мероприятиям относятся: строительство сооружений, укрепляющих берег против подмывания склонов; оснащение дренажных сооружений по перехвату и отводу подземных вод; рытьё канав для поверхностного водостока, устроение подпорных стенок различных конструкций; укрепление склонов растительностью и, прежде всего - лесопосадками.
Работы по проведению противооползневых мероприятий ведутся дорожно-строительными и другими специализированными организациями, к их выполнению при необходимости могут привлекаться команды механизации работ и прочие формирования ГО. Действенным средством в оползневых районах является установление постоянного наблюдения за обстановкой. О начале перемещения пород немедленно оповещается население и организации близлежащих районов. Приводятся в готовность необходимые силы и средства, осуществляется эвакуация людей, вывозятся из опасной зоны материальные ценности.
Для ликвидации последствий оползней привлекаются сводные отряды и команды, сводные отряды и команды механизации работ, некоторые формирования служб. Могут использоваться и воинские части.
Спасательные работы в районах, где произошли оползни и обвалы, состоят в поиске и извлечении людей из-под завалов, предоставлении им первой медпомощи и эвакуации в стационарные лечебные учреждения. Одновременно устраиваются проезды в завалах, локализуются и гасятся пожара, ликвидируются аварии на газовых и энергетических сетях. После остановки оползня проводится ремонт и восстановление дорог, мостов, линий и средств связи, расчистка улиц от завалов.
Землетрясения происходят обычно внезапно, что может представлять очень большую опасность. Подавляющее большинство их относится к слабым и не вызовет отрицательных последствий, однако немало бывает и сильных, разрушительных землетрясений, которые причиняют многочисленные бедствия. Землетрясения могут стать причиной горных и снежных обвалов, которые разрушают на своем пути участки дорог, мосты через водные препятствия и населенные пункты.
Во избежание разрушительных последствий в районах угрозы, где возможны толчки силой 7 и более баллов (по 12-балльной шкале), строятся сейсмостойкие жилые здания, промышленные здания и другие объекты и сооружения. Для придания домам стойкости используются высококачественные материалы, применяются особые антисейсмические конструкции, не допускается использование чрезмерно тяжелых деталей, ограничивается этажность жилых домов, устанавливаются повышенные требования к качеству строительных работ. В градостроительстве преобладает просторное планирование, обеспечивающее наличие достаточных разрывов между домами, широких улиц и проездов. Принимаются меры по повышению сейсмостойкости подземных инженерных коммуникаций, а также по усилению противопожарной безопасности.
При ликвидации последствий землетрясений в пострадавших городах и на ОГ решением органов власти или чрезвычайных комиссий для проведения спасательных работ, локализации и ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях и гашения пожаров привлекаются специализированные формирования ведомств, формирование ГО городов и районов, воинские части. Наиболее сложные спасательные и другие неотложные работы выполняют воинские части ГО, сводные отряды и сводные отряды механизации работ, а также формирования служб (специальные формирования) различного назначения и, в первую очередь, аварийно-технические и медицинские.
Состав и действия сил при ликвидации последствий землетрясений определяются характером и объемом разрушений. Успех во многом зависит от полноты и своевременности получения разведывательных данных. Разыскание должно установить характер разрушений зданий и сооружений, местонахождение и состояние пострадавшего населения, которое оказалось под завалами или в частично разрушенных зданиях и сооружениях, степень повреждения коммунально-энергетических сетей, определить зоны сплошных пожаров, возможность их развития, а также разведать пути подхода к объектам работ. Ведется она разведывательными подразделами военных частей ЦО и разведывательными формированиями разного назначения, при этом используется информация от органов МВД и других ведомств.
Для определения санитарно-эпидемического состояния района землетрясения, выявления количества и состояния потерпевших, установления возможности развертывания медицинских формирований и определения нужного количества медицинских сил проводится медицинское разыскание.
После получения данных об обстановке и ее оценке уточняются необходимые для ведения РИНР силы и средства, их задания, создаются группировка сил.
Исходя из характера застройки, наличия транспортных магистралей и других местных условий, а главное — из характера разрушений, территория пострадавшего города (района) разбивается на участки и объекты ведения спасательных работ.
Быстрое выдвижение сил является одним из решающих факторов, которые обеспечивают успешность проведения спасательных работ. Но на пути могут встречаться разные препятствия: завалы, разрушенные мосты, костры пожаров и проч.. Поэтому необходимо предусмотреть все средства обеспечения движения сил. ЦО в кострах землетрясений. Немалое значение имеет порядок введения техники в зону разрушений. В первую очередь подготавливаются пути для пропуска гусеничных машин, а потом колесного транспорта. Выдвижение их следует осуществлять по нескольким маршрутам, чтобы : не снижать мобильность колонн и не допускать растягивания. На каждый маршрут высылаются формирования или подразделы разыскания и отряды обеспечения движения, усиленные противопожарными подразделами и санитарными женами.
В результате землетрясения основная масса о. с. формирований общего назначения и специальных формирований ЦО районов, которые попали в зону бедствия, может оказаться в зонах разрушений и сама будет требовать помощи. Поэтому возможно, что сначала спасательные работы придется проводить на ОГ и в жилых кварталах ограниченными силами и средствами. В таких условиях первоочередными роботами являются выявление и извлечение людей из разрушенных домов, из-под завалов, предоставление им первой медпомощи и эвакуация тех, кому необходимо лечение, в медицинские учреждения, а также устроение людей, которые остались без домов. Спасание людей организовывается в первую очередь из тех домов, которым угрожают затопления, пожары, обвалы. Врачебная помощь пострадавшим осуществляется в отрядах первой медпомощи, на медицинских пунктах военных частей ЦО и в лечебных учреждениях, которые сохранились. Потом их вывозят в загородную зону или в больницы соседних городов. Осуществление других неотложных работ предполагает в первую очередь устранение тех аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, которые создают непосредственную угрозу для жизни людей и прежде всего аварий на коммуникациях с СДОР. При ликвидации аварий на газопроводах немедленно должна быть прекращена подача газа в сеть. Аварии на водопроводе, который проходит близ зданий и сооружений, могут быть причиной затопления; поврежденные участки как можно скорее отключаются.
По мере прибытия военных частей и формирований из соседних районов, городов и областей силы будут нарастать и фронт работ увеличится. Но прибывающие из других мест знают особенности участков и объектов, на которых нужно будет работать. Во избежание увеличения сроков выполнения спасательных работ и осложнений в их организации, необходимо беспрерывно вести разыскание, данные которого позволили бы узнать обстановку, и своевременно, с достаточной полнотой ставить задачи прибывающим в район землетрясения военным частям и формированиям. Спасательные работы обычно ведутся в трудных и опасных условиях, поэтому о. с. военных частей и формирований должен знать и строго придерживаться мероприятий безопасности.
Для наведения и поддержки порядка среди населения, которое оказалось в зоне землетрясения, организовывается комендантская служба (ядром ее есть о. с. службы охраны общественного порядка), на основных маршрутах устанавливаются контрольно-пропускные пункты и вводится патрулирование.