Инструкция по охране труда для преподавателя при эксплуатации тракторов
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
К управлению и обслуживанию тракторов допускаются учащиеся, прошедшие курс теоретического обучения и под непосредственным руководство мастера п/о.
Учащиеся, находящиеся в состоянии утомления, а также больные к управлению трактором не допускаются.
Учащиеся должны иметь рабочую форму одежды: комбинезон, ботинки или сапоги, головной убор. Одежда не должна иметь свободных концов.
Основные узлы и механизмы трактора:
а) Муфта сцепления ходовой части;
б) тормозная система;
в) рулевое управление;
г) система электрооборудования;
д) гидросистема
должны быть исправны и надежны в эксплуатации.
І. Техника безопасности перед началом выполнения работ:
- трактор должен быть чистым;
- имеющиеся подтеки дизмасла, дизтоплива, бензина, воды – устранить;
- проверить комплектность узлов и механизмов двигателя и трактора и состояние их креплений. Установленные неисправности устранить.
- Запустить дизель, убедиться в надежности работы всех систем трактора;
- При работе пользоваться исправным слесарным инструментом, исправными ключами, ветошью;
- При проведении ЕТО пользоваться открытым огнем запрещается. Заправка емкостей бензином, дизтопливом, маслами должна проводиться закрытым способом.
ІІ. Техника безопасности при пуске дизеля:
1. Проверка положения рычагов и педалей управления:
а) педаль муфты сцепления – свободный ход педалей без заеданий.
б) Рычаг К. П. должен быть в выключенном положении «Пуск дизеля».
в) Включить стояночный тормоз.
г) Рычаги гидросистемы должны быть в нейтральном (или плавающем ) положении.
д) Рычаг ВОМа – в выключенном положении.
е) В кабинете трактора не должно быть посторонних предметов с абсолютно свободным доступом к органам управления.
2. Запуск пускового двигателя проводится только электростартером.
А) На контактный механизм КП.
Б) На кнопку массы магнето.
В) При запуске дизеля необходимо сразу проверить по прибору давление масла в системе смазки дизеля.
Г) Закрыть бензиновый кран, на слух и по приборам проверить исправность работы всех систем трактора.
Д) При использовании ПЖБ перед включением свечи накаливания необходимо продуть котел подогрева. Затем включить подачу топлива.
Е). Прогрев масла в картере открытым факелом, паяльной лампой запрещается.
ІІІ. Безопасность во время выполнения работ.
1. Трогание с места.
- перед выполнением учебных тем и заданий МПО обязан ознакомить учащихся с целями и задачами этих тем и маршрутным листом;
- занять рабочее положение в кабине трактора как показал МПО. Убедиться в безопасности движения трактора в нужном направлении, подать звуковой (световой) сигнал, плавно выжать педаль муфты сцепления, включить передачу, снять со стояночного тормоза, плавно опуская педаль, трогаться с места.
2. Вождение по прямой с поворотами, остановка трактора.
- прежде, чем выполнять какой либо маневр, необходимо знать порядок и технику его проведения и убедиться, что выполнять его не опасно в данных условиях. Делать повороты и развороты, двигаться задним ходом нужно на малой скорости, подавая звуковой (световой) сигнал. При движении задним ходом ногу (руку) следует держать на педали (рычаге) включение муфты сцепления и смотреть на путь следования, заняв удобную рабочую позицию на сидении;
- остановку трактора проводить на ровном месте, для чего плавно выжать педаль м. Сц., включить передачу, включить стояночный тормоз.
3. Вождение по пересеченной местности и в трудных дорожных условиях.
- При переезде канавы (воды) необходимо включить первую передачу без выключения муфты сцепления под прямым углом.
- При переезде дорожных переездов убедиться в безопасности движения на 1 передаче без выключения муфты сцепления и остановки трактора. Переезд проводить только на установленных железнодорожных переездах.
- При переезде брода, выезд и въезд должен быть пологим с твердым грунтом, на пониженной передаче без остановки. Уровень воды брода должен быть не выше верхней ленты гусеницы или оси трактора.
- На скользкой дороге, чтобы избежать заносов, нельзя резко изменять направление движения; тормозить следует плавно и с включенной муфтой сцепления.
- При переезде моста убедиться в наличии ровных подъезда и съезда и в исправности его.
- При буксировании трактора нельзя стоять в плоскости вращения ведущих колес, поддерживать и подправлять руками положенные под колеса предметы.
- При движении на ухабистой дороге ездить на малой скорости. В тумане, дожде, снеге, при видимости менее 20 метров включать свет и подавать звуковой сигнал.
- Чтобы машина не опрокинулась, нельзя ездить поперек склонов и делать крутые повороты. Во время спуска с горы на гусеничном тракторе пользоваться правилом обратного управления; прицепы необходимо затормаживать; выезжать на крутую гору или спускаться машины должны поочередно; дистанция между машинами при подъеме в гору – 30 метров, при спуске до 50 метров.
- При обработке горных участков виноградника трактор должен быть укомплектован противоопрокидывающим устройством, катком и угломером наклона.
- Во время движения через населенный пункт водитель обязан наблюдать не только за дорогой и другим транспортом, но и за пешеходами, особенно за детьми. Нельзя садиться или сходить с трактора во время его движения.
- Проезжать под линиями электропередач разрешается если расстояние между верхней точкой машины и нижним проводом не менее 2 метров; при высоком напряжении – 4 метра.
- При остановке трактора на длительное время навесную машину необходимо опустить, а двигатель заглушить и поставить на стояночный тормоз.
- Нельзя передавать управление трактором другим лицам без разрешения мастера п/о.
- При транспортных работах строго соблюдать правила дорожного движения.
- Требование безопасности после окончания работы.
- Требования безопасности в аварийной ситуации.