Лекция по теме "Оценка инженерной обстановки при ЧС"
Под инженерной обстановкой при чрезвычайных ситуациях понимают совокупность последствий действия поражающих факторов, в результате чего имеют место разрушения объектов (зданий, сооружений, коммунально-энергетических сетей, средств связи и транспорта, мостов, гребель, аэродромов) особенно важных для жизнедеятельности людей.
Оценка инженерной обстановки в ЧС осуществляется по данным инженерной разведки, проведённой в очагах поражения, а также методом прогнозирования.
Основные задачи оценки инженерной обстановки по данным разведки – выявление условий, видов и объёмов работ для спасения и эвакуации людей, которые оказались в зоне бедствия, а также предупреждения действия вторичных факторов ЧС (взрывов, пожаров, загазованности, затопления) на территории ведения спасательных работ. Люди в зоне поражения могут оказаться под завалами, в частично разрушенных зданиях, в заваленных защитных сооружениях, в очагах пожаров. Поэтому инженерные работы должны проводиться одновременно с противопожарными и медицинскими мероприятиями, непрерывно в любой обстановке, до полного их завершения, а при наличии заваленных укрытий с нарушенной системой вентиляции – в срок не более 4-5 часов с момента завала.
Оценка инженерной обстановки в ЧС должна проводиться лицами, которые имеют соответствующую инженерную подготовку.
Заблаговременно следует изучить особенности конструкции зданий и сооружений: Расположение подземных уличных переходов, галерей и подвалов, где могут укрываться люди, размещение водозаборных скважин, колодцев, водоёмов, места расположения предприятий и складов с материалами, конструкциями и техникой, которые можно использовать в ходе аварийно-спасательных работ. Оценка инженерной обстановки будет эффективной, если есть карта района очага поражения, план объекта с обозначением мест расположения защитных сооружений, схем привязки входов и воздухозаборов защитных сооружений к ориентирам, которые не завалятся, планы коммунально-энергетических сетей с размещением смотровых колодцев, камер и выключающих устройств.
Для выявления инженерной обстановки проводятся такие мероприятия:
1. Оценка условий вхождения в очаг поражения.
2. Оценка разрушений, видов и объёмов инженерных работ в очаге.
3. Оценка разрушений и объёма работ по локализации аварий на коммунально-энергетических сетях.
4. Оценка необходимых мероприятий по предупреждению взрывов, пожаров, затоплений и других последствий в ходе работ.
Определение, необходимого количества спасателей и техники, по данным разведки.
На основании данных разведки определяется степень поражения объекта
Су = Sср/S,
Где Sср - площадь зоны сильных и полных разрушений;
S - площадь объекта.
От общей площади очага поражения, ограниченного избыточным давлением 10 Кпа, площадь зоны полных разрушений составляет приблизительно 15%, площадь зоны сильных разрушений – 10%, средних разрушений 15% и слабых – 60%.
Таблица 1. Нормативы на проведение работ в очаге поражения.
Наименование работ |
Нормативы (ед. изм-я) |
Количество |
Коэффициент |
Устройство проездов: Магистральных к ОХД |
Погонный км/км2 на S>30 кПа Погонный км на ОХД S>30 кПа |
0,5 0,3 |
КL Ко |
Откапывание и отрытие: -убежищ -укрытий |
% от N убежищ на S>30 кПа % от N укрытий на S>30 кПа |
25 50 |
К1о К2о |
Подача воздуха: -с ФВУ -без ФВУ |
м3 м3 |
10 100 |
В убеж-х К1у В укрыт-х К2у |
Извлечение раненых из убежищ и укрытий |
% от N укрытого нас-я % от N неукр-го нас-я |
4 10 |
КМ КZ |
Откапывание пораж-х из завалов |
% от N неукрытого населения |
15 |
КR |
Ликвидация аварий на ком.энергет-х сетях: - на ОХД; - в городе |
Кол-во в зданиях на S>30 кПа на км2 на S>30 кПа |
2-3 1-2 |
К1F K2F |
Таблица 2. Нормативы определения количества спасателей и техники.
Наименование работ |
Ед. изм- я |
Треб-ся на ед. изм. |
Коэф-ты |
||
чел-час |
маш-час |
КЧ |
КТ |
||
Устройство проездов: -магистральных -к ОХД |
км км |
30 15 |
10 5 |
КчL Кчв |
КтL Ктo |
Откап-е и открытие защ-х сооружений: -средст-ми мех-ции -вручную |
шт шт |
30 250 |
6 - |
Кчс Кчв |
Ктс - |
Подача воздуха в защитные сооружения |
шт |
20 |
4 |
Кчу |
Кчу |
Извлечение и вынос пораж-х из защ-х сооружений |
чел |
0,3 |
- |
Кчн |
- |
Откапыв-е пораж-х из завалов |
чел |
12 |
- |
Кчz |
- |
Розыск поражённых и вынос раненых |
чел |
0,5 |
- |
КчR |
- |
Ликвидация аварий на КЭС |
шт |
50 |
2,5 |
КчF |
КчF |
Количество спасателей рассчитывается по формуле:
N = ,
где Qчi – трудовые затраты в чел-часах на проведение i-й работы; t – время работы смен, обычно 24 часа; n – число смен, обычно 3.
Спасательные подразделения бывают специальные (30-35%) и общего предназначения (65-30%). Обычно, к специальным относятся подразделения медицинской защиты (50%), пожарные и аварийно-спасательные службы (25%), подразделения химической защиты (10%), охраны общественного порядка (10%), аварийно-восстановительные формирования (5%).
Необходимое количество техники определяется по формуле:
NТ =
где QTi - трудовые затраты машин на проведение i-й работы, маш.-час; t – время работы машин, обычно 20 часов, 4 часа идёт на смену экипажа и дозаправку топливом.
Расчёт необходимого количества спасателей и техники осуществляется с использованием таблиц №1 и №2.
Оценка условий ввода сил в очаг поражения
Инженерные формирования имеют тяжёлую технику. Маршруты ввода сил в очаг поражения должны обеспечивать прохождение как колёсной, так и гусеничной техники. При спасательных мероприятиях на действующих дорогах иногда необходимо проведение работ по ремонту земляного полотна, устройства проезда через канавы и железные дороги, разборка завалов, ремонт или усиление мостов. Если объём работ большой, используются объезды с обустройством колонных путей, переправ вброд через водные преграды, а зимой по льду.
Переправы вброд устраиваются на участке водной преграды с твёрдым дном и глубинами воды, которые не превышают: 0,5-0,6 м для автомашин Газ и Уаз-469; 1-1,2 м – для Газ-66 и Зил131; 1,3-1,5 – для МАЗ-5, МАЗ-543 и Краз-260 (первая цифра применяется при скорости течения свыше 2 м/с, вторая – менее 1 м/с).
Таблица 3. Объёмы инженерных работ, выполняемых за 1 час.
Наименование работ |
Объём работ |
Состав |
|
машин |
команд |
||
Засыпка воронок в земляном полотне |
100-150м3 |
Путепрокладчик БАТ-М (или 2 бульдозера) |
4 |
Устройство переезда через канавы, рвы, подходов к мостам |
200 м3 |
тоже - самое |
6 |
Очищение дороги от лесных завалов |
30–40 м |
БАТ-М (2 бульдозера) |
8 |
Прокладка колонных путей |
4-6 км |
БАТ-М |
6 |
Устройство брода |
15-20 м |
Бульдозер, самосвал |
8 |
Устройство переправы по льду |
20-30 м |
Бульдозер, автокран, грузовой автомобиль |
8 |
Зимой переправы по льду должны иметь ширину 15-20 м, со съездом не круче 6 Необходимая толщина льда (см) определяется по формулам:
h = 9 - для гусеничной техники,
h = 11 - для колёсной техники,
где Q – масса машины.
При нулевой температуре воздуха толщина льда увеличивается в 1,3 раза, а при плюсовой – в 1,5 раза. Ориентировочные объёмы инженерных работ приведены в таблице 3.
Оценка инженерных работ в очаге поражения
Основные виды инженерных работ в очаге поражения, устройство проездов для техники в условиях завалов от разрушенных зданий, подача воздуха в заваленные укрытия с нарушенной вентиляцией, откапывание и открытие заваленных укрытий, спасение людей, которые находятся в завалах и в частично разрушенных зданиях.
Значительные завалы от разрушенных зданий возникают на проездах при землетрясениях, от разрушительных действий ударной волны ядерных взрывов или аварийных взрывов на промышленных предприятиях.
Разрушение зданий с образованием завалов наблюдаются при землетрясениях силою 7-8 баллов и избыточном давлении ударной волны свыше 0,2-0,3 кгс/см2 (таблица 4).
Завалы при землетрясениях отличаются большой высотой непосредственно на месте разрушенных зданиях, середина улицы может быть не заваленной. При взрывах обломки разлетаются, высота завалов меньше, но площадь завалов больше. Улица считается заваленной, если не заваленная её часть имеет ширину меньше 3,5 метров.
Таблица 4. Характер завалов при чрезвычайных ситуациях.
Сила землетрясения |
Избыточное давление, кгс/см2 |
Характер завалов |
7,5 – 9 9 и больше |
0,3 – 0,9 более 1 |
Отдельные сплошные |
Завал может состоять из обломков железобетонных элементов, кирпичных осколков, металлоконструкций общим весом 1-1,6 т/м3. Завал высотой 0,5-0,6 м из лёгких элементов расчищают, завал из тяжёлых элементов планируют и устраивают проезд поверх завала.
При значительных разрушениях и завалах особенно эффективно использование путепрокладчика БАТ-М и инженерных машин разграждения ИМР. При отсутствии такой техники используется комплекс из автокрана (или экскаватора) и 2-3 бульдозеров (один из них мощностью не менее 160 л. с.).
Для подачи воздуха в защитные сооружения с нарушенной вентиляцией и заваленными входами производится расчищение заваленных воздухозаборных устройств, открывание или подрыв защитных и герметичных дверей или пробивание отверстия в стене с откопкой приямка.
Отверстия бурят или пробивают с помощью бурильных и отбойных молотков, а после скалывания бетона газорезкой вырезается арматура. Время бурения отверстия перфоратором (бурильным молотком) от компрессора в железобетонной стене толщиной 50 см составляет 2-3 часа. Воздух объёмом 1 м3 на человека в час подаётся переносными вентиляторами или от компрессоров с надёжным противопыльным фильтром.
Возможны такие способы откапывания и открытия заваленных укрытий:
1. Откапывание аварийного выхода.
2. Откапывание входа с открыванием или вырезанием отверстия 0,4*0,6м в защитных дверях.
3. Устройство приямка с пробиванием отверстия в стене.
4. Разбор завала с пробиванием отверстия в перекрытии убежища ( надо иметь ввиду, что толщина перекрытия почти вдвое толще стены).
Выбирают тот способ, который позволяет быстрее выполнить комплекс работ по оказанию помощи (спасению) людей.
Откапывание оголовья или приямка выполняют бульдозером или экскаватором, каждой машине придаётся отделение (6-8 чел.) с инструментом для работы (ломы, лопаты, отбойные молотки, кувалды, газорезки и др.).
Тяжёлые обломки убираются экскаватором, автокраном или тягачом. Откапывание оголовья аварийного выхода при высоте завала 2 м выполняется бульдозером за 1-1,5 часа, экскаватором с ёмкостью ковша 0,5 м3 до 2-х часов.
Таблица 5. Нормативы по расчистке завалов.
Наименование работ |
На 100 м завала |
|
Чел-часов |
Машино-смен БАТ-М |
|
Расчистка и разравнивание завалов (шириной 6 м): -здания 1-2 этажные -здания 3-4 этажные |
4 24 |
0,5 3 |
Устройство проезда поверх завала здания 3-6 этажного |
6 |
0,8 |
Поражённых, которые находятся под обломками около поверхности завала, освобождают, разбирая завал вручную. Тех, кто находится в глубине завала, освобождают, используя домкраты для расширения щелей и пустот между большими элементами завала, чтобы не причинить дополнительных травм пострадавшим. При спасении раненых инженерным формированиям придаются санитарные дружины и спасательные группы. Из-под завалов в первую очередь освобождают голову и верхнюю часть туловища человека и немедленно оказывают первую медицинскую помощь.
Минимальная длительность работы в очаге поражения определяется, исходя из условий обстановки на местности, и составляет не менее 2-4 часов, а максимально – не более 10-12 часов для одной смены. Все работы по спасению пострадавших должны проводиться целенаправленно, непрерывно, посменно. Для обеспечения непрерывной работы средств механизации подготавливаются 2-3 бригады механиков-водителей и обслуживающих команд (не менее 2-3 человек на каждую машину). В таблице 5 приведены нормативы по расчистке завалов с использованием инженерной техники.
Скачать лекцию по оценке инженерной обстановки при ЧС