Безопасность жизнедеятельности вблизи воздушных ЛЭП
Для сохранения и нормального содержания ЛЭП вдоль каждой из них установлена охранная зона и габарит линии. Размеры зон защиты и габариты линий в зависимости от напряжения приведены в таблицах 1 и 2.
Охранная зона – это участок земли, ограниченный параллельными прямыми – проекцией крайнего провода ЛЭП на поверхность земли и линией, проходящей на расстоянии, установленном в зависимости от напряжения ЛЭП (табл.1).
Табл.1 Охранная зона ЛЭП, м
Напряжение ЛЭП, кВ |
До 1 |
10 |
35 |
110 |
150 |
220 |
400 |
500 |
Ширина зоны (А) |
2 |
10 |
15 |
20 |
25 |
25 |
30 |
30 |
Габарит воздушной линии электропередачи – это минимально допустимое расстояние от проводов ВЛ при наибольшем их провисании до земли (табл.2).
Табл.2 Габариты ЛЭП (Б), м
Расстояние |
Напряжение ЛЭП, кВ |
|||||||
До 1 |
10 |
35 |
110 |
150 |
220 |
400 |
500 |
|
До полотна автомобильной дороги |
6 |
7 |
7 |
7 |
7,5 |
8 |
8,5 |
9 |
До земли (вне дорог) ненаселенная местность |
5 |
6 |
6 |
6 |
6,5 |
7 |
7,5 |
8 |
населенная местность |
6 |
7 |
7 |
7 |
7,5 |
8 |
8 |
8 |
При выполнении сельскохозяйственных работ в охранной зоне ЛЭП на металлических корпусах машин и механизмов, а также металлических трубопроводах, электроизгородях, проволочных заборах и других металлических сооружениях находятся опасные для человека электрические потенциалы. Опасность поражения током может появиться и при искусственном дождевании в охранной зоне ЛЭП, когда сплошная струя дождевальной воды соприкасается с проводами линии или с поверхностью изоляторов. В первом случае опасные потенциалы могут появиться на дождевальной установке, а во втором – может произойти электрический пробой изолятора, обрыв и падение провода на землю, появляется опасность поражения шаговым напряжением.
Отрицательное действие электромагнитного поля проявляется под ЛЭП напряжением 330 кВ и выше. Внешне эти линии от других линий напряжением выше 1000 В легко отличить по расщепленным фазам. Каждая фаза этих линий имеет по два, три и более проводов, отделенных друг от друга распорками и подвешенными на одной гирлянде изоляторов.
Наиболее опасное место на ЛЭП – середина пролета линии под крайним проводом. Под средним проводом при приближении к опорам и удалении от крайнего провода в сторону от линии действие электромагнитного поля линии уменьшается. Напряженность электрического поля в самом опасном месте ЛЭП составляет: для линий напряжением 330 кВ – 6 кВ/м, а для ЛЭП в 500 кВ – 14 кВ,м. Для людей напряженность электрического поля величиной 5 кВ/м является допустимой при длительном воздействии.
Гигиеническими нормами (ГОСТ 12.1.002-72 ССБТ) установлено, что в поле напряженностью от 5 до 10 кВ/м допускается работать в течение не более 3 ч, при напряженности от 10 до 15 кВ/м – не более 1,5 ч в сутки.
В сезон полевых работ пребывание людей вблизи ЛЭП может быть ежедневным и длительным. Поэтому с допустимыми нормами должен быть ознакомлен каждый работник сельского хозяйства.
Особенно опасно соприкосновение машин и механизмов непосредственно с находящимися под напряжением проводами ЛЭП.
В соответствии с Указаниями по обеспечению электробезопасности при выполнении сельскохозяйственных работ вблизи воздушных линий электропередачи запрещается выполнять работу в пролетах, имеющих оборванные провода, и приближаться к ним на расстояние менее 20 м; проводить сельскохозяйственные работы с применением ручного труда на расстоянии 3 м от внешней границы опоры предпринимать самостоятельно какие-либо меры по снятию провода с машины вручную или с помощью каких-либо предметов; прикасаться к опорам, влезать на них или привязывать к ним животных; работать на высокогабаритных машинах под проводами ЛЭП на участках, имеющих резко неровный рельеф (бугры выше 0,5 м); находиться обслуживающему персоналу вне кабины; выполнять какие-либо профилактические работы на машине; работать во время грозы.
В соответствии с требованиями Правил охраны воздушных ЛЭП в охранной зоне линии запрещается ставить скирды, ометы соломы, стога сена, располагать полевые станы, вагоны, коновязи и разводить костер.
В случае падения провода ЛЭП на машину водитель должен немедленно остановить ее, сигналом привлечь внимание водителя ближайшей машины, который, оценив обстановку, должен сообщить о случившемся в энергоснабжающую организацию. До прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние менее 20 м запрещается. Если при этом машина загорелась, то обслуживающий персонал должен немедленно покинуть машину, причем так, чтобы одновременно не касаться машины и земли. Лучше всего спрыгнуть на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, и удалиться от нее мелкими шагами (в полступни), чтобы не попасть под действие шагового напряжения. Тушить загоревшуюся машину под напряжением можно только углекислотными огнетушителями ОУ22, ОУ-5, но ни в коем случае не пенными огнетушителями ОХП-10.
Автокранами, стогометателем, дождевальными машинами строго запрещается работать непосредственно под проводами ЛЭП.
К машинам, которые используются для работы в охранной зоне ЛЭП напряжением 300-750 кВ, предъявляются такие требования: они должны быть исправными, полностью заправлены, укомплектованы противопожарным инвентарем, оборудованы заземлителем типа «груша», иметь металлическую застекленную кабину для водителя. Высокогабаритные машины и механизмы обязательно снабжают специальными сигнализаторами опасного приближения к проводам ЛЭП и наносят надпись «При работе в охранной зоне ЛЭП не поднимайся на верх машины».
Машины и механизмы на колесах с пневматическими шинами следует надежно заземлить приваренной к корпусу машины стальной, волочащейся по земле цепью (диаметр кольца – 8 мм, длина соприкосновения с землей 20-30 см). Гусеничные тракторы заземлению не подлежат.
При аварийной остановке в охранной зоне ЛЭП машины и механизмы на колесах с пневматическими шинами необходимо дополнительно заземлить с помощью инвентарного заземлителя типа «груша». Он представляет собой грушевидную гирю со штырем, прикрепленную к машине гибким стальным тросом, сечением не менее 6 мм2. Для заземления машины водитель выбрасывает «грушу» непосредственно из кабины на землю. Только после этого он может покинуть машину. Чтобы обеспечить более надежное заземление машины, нужно воткнуть в ЛЭП землю штырь «груши».
Искусственное дождевание в охранной зоне ЛЭП выполняется только машинами, обеспечивающими прерывистую струю воды. При этом необходимо следить, чтобы последние капли струи воды не пересекли ось трассы ЛЭП напряжением 110 кВ и выше.
Работы в охранной зоне ЛЭП следует выполнять не менее чем двум лицам, один из них – наблюдающий.
В каждом хозяйстве назначают ответственного за обеспечение электробезопасности при выполнении работ вблизи ЛЭП.
Персонал, занятый выполнением сельскохозяйственных работ в охранной зоне ЛЭП, должен пройти соответствующий инструктаж и уметь оказать помощь при поражении электрическим током. О проведении инструктажа делают соответствующую запись в журнал регистрации инструктажей по технике безопасности.