Статьи по БЖД

Инструкция по безопасности жизнедеятельности для студентов в кабинете химии при работе с химическими реактивами

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данная инструкция распространяется на всех участников учебно-воспитательного процесса при проведении занятий с химическими реактивами в кабинете химии.

1.2. К работе с реактивами в кабинете химии допускаются студенты, прошедшие медицинский осмотр, первичный инструктаж, инструктаж по безопасности жизнедеятельности, правилам безопасности, оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи пострадавшим.

1.3.Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя запрещается.

1.4. Будьте максимально осторожны при выполнении любых практических работ, помните о том, что недостаточное знание свойств веществ, с которыми проводится работа, могут привести к несчастному случаю.

1.5. Выполняйте только те химические опыты, которые согласованы с преподавателем, под его присмотром.

1.6. Никогда не употребляйте пищу в кабинете химии.

Данная инструкция разработана для проведения инструктажа по БЖ перед следующими лабораторно-практическими занятиями:

з/п

Название

Количество часов

1.

Химические свойства сульфатной кислоты. Определение сульфат-ионов

2

2.

Получение аммиак, изучение его свойств. Соли аммония

2

3.

Свойства нитратной кислоты, нитратов.

2

4.

Решение расчетных задач

2

5.

Получение карбон оксида и изучение его свойств.

2

6.

Распознование соединений неметаллов.

2

7.

Изучение химических свойств металлов.

2

8.

Решение экспериментальных задач.

2

9.

Изучение свойств спиртов.

2

10.

Получение уксусного альдегида и изучение его свойств.

2

11.

Получение уксусной кислоты и изучение его свойств.

2

12.

Получение эфиров и изучение свойств жиров.

2

13.

Решение экспериментальных задач

2

14.

Генетическая связь между классами органических соединений

2

15.

Изучение свойств полимеров.

2

16.

Изучение свойств мыла и СМС.

2

17.

Гидролиз ацетилсалициловой кислоты.

2

18.

Удаление загрязнений с поверхности ткани.

2

 
     

з/п

Название

Количество часов

1.

Исследование свойств солей, кислот, оснований

2

2.

Приготовление раствора солей заданной концентрации

2

3.

Исследование солей реакцией гидролиза.

Исследование растворов солей индикаторами

2

4.

Химические свойства сульфатной кислоты, определение сульфат-ионов

2

5.

Получение карбон оксида и изучение его свойств

Качественная рекция на карбонат-ион..

2

     
     

ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ

1.  Химические ожоги кислотами и щелочами.

2.  Отравления вредными газами (аммиак, сероводород, оксиды азота и серы)

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Входите в кабинет химии и лаборантскую только с разрешения преподавателя.

2.2. Входите в кабинет и выходите из кабинета химии спокойно, чтобы случайно не опрокинуть химическую посуду, оборудование, реактивы.

2.3. Занимайте в кабинете всегда одно и то же рабочее место.

2.4. Уясните твердо порядок и безопасные приемы выполнения опыта (задания).

2.5. Освободите рабочее место от всех ненужных для работы предметов и материалов.

2.6. Не начинайте работу, пока не проверено, есть ли для опытов все необходимое. Проверьте наличие и надежность посуды, приборов и др. предметов, необходимых для выполнения задания.

2.7. Размещайте приборы, посуду посредине стола устойчиво для исключения их опрокидывания.

2.8. Не загромождайте проходы и выходы сумками, портфелями, стульями.

2.9. Приступайте к выполнению задания только после разрешения учителя.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.Внимательно читайте этикетку на банке с веществом.

3.2.Четко определите порядок и правила безопасности проведения опыта.

3.3.Реактивы для опыта берете в количествах, указанных в инструкции.

3.4.Для выполнения пользуйтесь реактивами, которые вам выданы. Брать их с других столов запрещается.

3.5.Запрещается брать реактивы незащищенными руками. Для этого используются фарфоровые ложечки, шпатели, совочки.

3.6.Насыпать и наливать реактивы следует только над столом (сухие – над листом бумаги, жидкие – над емкостью).

3.7.Не пробуйте реактивы на вкус, так как любые из них в той или иной мере ядовиты.

3.8.Растворять щелочи необходимо в фарфоровой посуде, постепенно добавляя в воду небольшие порции щелочи при непрерывном помешивании. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипцами.

3.9.Разбавляя концентрированные кислоты водой, необходимо аккуратно лить кислоту в воду, постоянно перемешивая.

3.10.Не ссыпайте рассыпанный и не сливайте перелитый реактив назад в тару к основному количеству вещества.

3.11.Правильно нагревайте в пробирке растворы кислот, щелочей и других химических веществ над пламенем спиртовой горелки. Нагревание выполняйте очень аккуратно. Нагревайте постепенно пробирку над пламенем горелки, далее нагревайте над верхней частью пламени.

3.12.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами.

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

4.1. Приведите в порядок рабочее место.

4.2.Не выливайте в раковину остатки кислот, щелочей и других реактивов, образовавшихся в результате опыта. Сливайте их в посуду, предназначенную для этого, сливать в канализацию можно только после нейтрализации.

4.3.Тщательно вымойте руки с мылом.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1.Если случайно на руки попадает раствор щелочи, то немедленно смойте ее большим количеством воды до исчезновения ощущения мылкости. Затем промойте это место раствором уксуса.

5.2.При работе с кислотами также проявляйте осторожность. Особенно нужно беречь глаза. При попадании кислоты на руки следует немедленно смыть ее большим количеством воды, затем промыть раствором соды.

5.3.При попадании кислоты или щелочи в глаза следует сразу же промыть глаза водой в течение 10 – 15 мин. Затем продолжить промывание глаз в случае попадания щелочи – еще в течение 30 мин изотоническим раствором хлорида натрия (0,9%), при попадании кислоты – 2% раствором гидрокарбоната натрия. После тщательного промывания следует обратиться к врачу.

5.4.При обнаружении возгорания или признаков начинающегося пожара (задымление, запах гари, повышение температуры):

§  не создавая паники, не толкаясь, быстрым шагом, но не бегом, не создавая заторы и пробки в дверных проемах, по указанию учителя (зав. кабинетом) эвакуироваться из кабинета согласно плану эвакуации;

  •  отключить электроприборы;
  •  вызвать по тел. 101 пожарную команду;
  •  доложить директору, дежурному администратору;
  •  начать тушение огня, используя первичные средства пожаротушения.
  •  убедиться, что все эвакуированы;
  •  при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

5.4.При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока с помощью:

  •   выключателей, рубильника;
  •   разъема штепсельного соединения;
  •  сухой палки или тряпки

После освобождения пострадавшего от действия электрического тока оказать первую медицинскую помощь, вызвать медработника, скорую помощь по телефону 103.

Инструкцию разработал.