Инструкция по безопасности жизнедеятельности для студентов в кабинете химии при работе с химическими реактивами
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Данная инструкция распространяется на всех участников учебно-воспитательного процесса при проведении занятий с химическими реактивами в кабинете химии.
1.2. К работе с реактивами в кабинете химии допускаются студенты, прошедшие медицинский осмотр, первичный инструктаж, инструктаж по безопасности жизнедеятельности, правилам безопасности, оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи пострадавшим.
1.3.Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя запрещается.
1.4. Будьте максимально осторожны при выполнении любых практических работ, помните о том, что недостаточное знание свойств веществ, с которыми проводится работа, могут привести к несчастному случаю.
1.5. Выполняйте только те химические опыты, которые согласованы с преподавателем, под его присмотром.
1.6. Никогда не употребляйте пищу в кабинете химии.
Данная инструкция разработана для проведения инструктажа по БЖ перед следующими лабораторно-практическими занятиями:
№ з/п |
Название |
Количество часов |
1. |
Химические свойства сульфатной кислоты. Определение сульфат-ионов |
2 |
2. |
Получение аммиак, изучение его свойств. Соли аммония |
2 |
3. |
Свойства нитратной кислоты, нитратов. |
2 |
4. |
Решение расчетных задач |
2 |
5. |
Получение карбон оксида и изучение его свойств. |
2 |
6. |
Распознование соединений неметаллов. |
2 |
7. |
Изучение химических свойств металлов. |
2 |
8. |
Решение экспериментальных задач. |
2 |
9. |
Изучение свойств спиртов. |
2 |
10. |
Получение уксусного альдегида и изучение его свойств. |
2 |
11. |
Получение уксусной кислоты и изучение его свойств. |
2 |
12. |
Получение эфиров и изучение свойств жиров. |
2 |
13. |
Решение экспериментальных задач |
2 |
14. |
Генетическая связь между классами органических соединений |
2 |
15. |
Изучение свойств полимеров. |
2 |
16. |
Изучение свойств мыла и СМС. |
2 |
17. |
Гидролиз ацетилсалициловой кислоты. |
2 |
18. |
Удаление загрязнений с поверхности ткани. |
2 |
№ з/п |
Название |
Количество часов |
1. |
Исследование свойств солей, кислот, оснований |
2 |
2. |
Приготовление раствора солей заданной концентрации |
2 |
3. |
Исследование солей реакцией гидролиза. Исследование растворов солей индикаторами |
2 |
4. |
Химические свойства сульфатной кислоты, определение сульфат-ионов |
2 |
5. |
Получение карбон оксида и изучение его свойств Качественная рекция на карбонат-ион.. |
2 |
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ
1. Химические ожоги кислотами и щелочами.
2. Отравления вредными газами (аммиак, сероводород, оксиды азота и серы)
2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Входите в кабинет химии и лаборантскую только с разрешения преподавателя.
2.2. Входите в кабинет и выходите из кабинета химии спокойно, чтобы случайно не опрокинуть химическую посуду, оборудование, реактивы.
2.3. Занимайте в кабинете всегда одно и то же рабочее место.
2.4. Уясните твердо порядок и безопасные приемы выполнения опыта (задания).
2.5. Освободите рабочее место от всех ненужных для работы предметов и материалов.
2.6. Не начинайте работу, пока не проверено, есть ли для опытов все необходимое. Проверьте наличие и надежность посуды, приборов и др. предметов, необходимых для выполнения задания.
2.7. Размещайте приборы, посуду посредине стола устойчиво для исключения их опрокидывания.
2.8. Не загромождайте проходы и выходы сумками, портфелями, стульями.
2.9. Приступайте к выполнению задания только после разрешения учителя.
3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1.Внимательно читайте этикетку на банке с веществом.
3.2.Четко определите порядок и правила безопасности проведения опыта.
3.3.Реактивы для опыта берете в количествах, указанных в инструкции.
3.4.Для выполнения пользуйтесь реактивами, которые вам выданы. Брать их с других столов запрещается.
3.5.Запрещается брать реактивы незащищенными руками. Для этого используются фарфоровые ложечки, шпатели, совочки.
3.6.Насыпать и наливать реактивы следует только над столом (сухие – над листом бумаги, жидкие – над емкостью).
3.7.Не пробуйте реактивы на вкус, так как любые из них в той или иной мере ядовиты.
3.8.Растворять щелочи необходимо в фарфоровой посуде, постепенно добавляя в воду небольшие порции щелочи при непрерывном помешивании. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипцами.
3.9.Разбавляя концентрированные кислоты водой, необходимо аккуратно лить кислоту в воду, постоянно перемешивая.
3.10.Не ссыпайте рассыпанный и не сливайте перелитый реактив назад в тару к основному количеству вещества.
3.11.Правильно нагревайте в пробирке растворы кислот, щелочей и других химических веществ над пламенем спиртовой горелки. Нагревание выполняйте очень аккуратно. Нагревайте постепенно пробирку над пламенем горелки, далее нагревайте над верхней частью пламени.
3.12.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами.
4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.
4.1. Приведите в порядок рабочее место.
4.2.Не выливайте в раковину остатки кислот, щелочей и других реактивов, образовавшихся в результате опыта. Сливайте их в посуду, предназначенную для этого, сливать в канализацию можно только после нейтрализации.
4.3.Тщательно вымойте руки с мылом.
5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1.Если случайно на руки попадает раствор щелочи, то немедленно смойте ее большим количеством воды до исчезновения ощущения мылкости. Затем промойте это место раствором уксуса.
5.2.При работе с кислотами также проявляйте осторожность. Особенно нужно беречь глаза. При попадании кислоты на руки следует немедленно смыть ее большим количеством воды, затем промыть раствором соды.
5.3.При попадании кислоты или щелочи в глаза следует сразу же промыть глаза водой в течение 10 – 15 мин. Затем продолжить промывание глаз в случае попадания щелочи – еще в течение 30 мин изотоническим раствором хлорида натрия (0,9%), при попадании кислоты – 2% раствором гидрокарбоната натрия. После тщательного промывания следует обратиться к врачу.
5.4.При обнаружении возгорания или признаков начинающегося пожара (задымление, запах гари, повышение температуры):
§ не создавая паники, не толкаясь, быстрым шагом, но не бегом, не создавая заторы и пробки в дверных проемах, по указанию учителя (зав. кабинетом) эвакуироваться из кабинета согласно плану эвакуации;
- отключить электроприборы;
- вызвать по тел. 101 пожарную команду;
- доложить директору, дежурному администратору;
- начать тушение огня, используя первичные средства пожаротушения.
- убедиться, что все эвакуированы;
- при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
5.4.При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока с помощью:
- выключателей, рубильника;
- разъема штепсельного соединения;
- сухой палки или тряпки
После освобождения пострадавшего от действия электрического тока оказать первую медицинскую помощь, вызвать медработника, скорую помощь по телефону 103.
Инструкцию разработал.